БИБЛИОТЕКА
Загадка Фулканелли - алхимик XX века во Франции

История современного мастера по имени Фулканелли - одна из самых странных историй, окутанная облаком тайны, которая окружает древнюю науку алхимию. Чего же он все-таки добился? И если он действительно изобрел эликсир жизни, может, он и по сей день жив?

За последние полвека имя Фулканелли сотни раз появляется и снова исчезает в оккультной литературе и теориях. Однако личность алхимика XX века, работающего под псевдонимом, до сих пор остается для всех загадкой.

Легенда о Фулканелли начинается в начале 20-х годов XX века, когда парижские оккультисты и алхимики случайно узнали о настоящем мастере, живущем и тайно работающем среди них. Эту информацию в основном распространил некий Эжен Канселье - настойчивый, худощавый человек, в свои двадцать с небольшим лет ставший известным, фанатичным исследователем в области алхимии. Эти слухи также распространялись его постоянным компаньоном и другом, ведущим нищенское существование художником и иллюстратором Жюльеном Шампань, двадцатидвухлетним соратником Канселье. Оба они, снимая расположенные по соседству квартиры на шестом этаже полуразрушенного дома 59 по улице Монмартр в Париже, стали центром внимания небольшого элитного круга оккультистов, их часто видели в самых больших библиотеках города Арсеналь, Сен-Женевьев, Мазарин и Национальной библиотеке, где они сосредоточенно изучали редкие книги и манускрипты.

Рядовые же члены этого неофициального научного кружка лишь слышали о том, что маэстро Фулканелли уже немолод, известен, богат, обладает огромным количеством знаний и, вероятно, принадлежит к знатному роду аристократов. Говорили, что он был настоящим практикующим алхимиком, и если еще не создал, то был уже на самом пороге создания «великого творения» - изготовления философского камня и эликсира, который смог бы продлить жизнь до бесконечности.

Но кем действительно являлся мастер - до сих пор неизвестно. Кроме Шампань и Конселье, по их же собственным словам, очевидно, немногие видели его. Некоторые скептики даже начали сомневаться в его существовании.

Затем, осенью 1926 года, появилось доказательство существования мастера - по крайней мере, чьего-то существования. Доказательством стала его выдающаяся работа "Le Mystere de Cathedrales" ("Тайна соборов"), опубликованная ограниченным тиражом в 300 экземпляров в шикарном издании с подзаголовком "Эзотерическая интерпретация символов алхимии в великом творении". Эжен Канселье, которому тогда было всего 26 лет, стал автором предисловия к книге, а художнику Шампань принадлежат 36 иллюстраций, две из них цветные. Сам текст был приписан Фулканелли. Книга была посвящена интерпретации символизма различных готических соборов и других строений в Европе как закодированных секретов алхимии. Подобный подход был лишь вскользь затронут в работах более ранних авторов, описывающих эзотерические элементы в искусстве и архитектуре. Среди оккультистов это не произвело сенсации.

Секрет долголетия
Совершенно ясно, особенно в отношении огромного количества знаний, содержащихся в книге, и оставляемого ею неизгладимого впечатления, что настоящая личность Фулканелли представляла огромный интерес для оккультного братства. Выдвигались даже предположения, что он был единственным оставшимся в живых членом бывшей королевской семьи Валуа во Франции.

Хотя считалось, что род этот прекратил свое существование в 1589 году со смертью Генриха III, многие знали, что некоторые члены семьи занимались магией и колдовством и что Маргарита Французская, дочь Генриха II и жена Генриха IV Наваррского, прожила до 1615 года. Более того, одним из ее многочисленных любовников был Фрэнсис Бэкон, обладавший эзотерическими способностями (которого многие до сих пор считают экспертом). В 1599 году она развелась, а на ее личном гребне была магическая пентаграмма, на каждом из пяти концов которой была написана одна буква латинского слова salus, что означало "здоровье". Так мог ли аристократ Фулканелли, каковым все его считали, быть потомком Валуа, и значит ли латинское слово, что семья передала ему важные секреты алхимии, касающиеся долголетия? Это было вполне вероятно.

Но есть и другое, более правдоподобное предположение. Некоторые считают, что Фулканелли и оккультист-книготорговец Пьер Дуйоль -это одно лицо и что он вместе со своей женой заправлял магазином на улице Ренне в Люксембургском квартале Парижа. Но было уже известно, что Дуйоль обладал лишь теоретическими знаниями в области алхимии и работал под псевдонимом Магофон. Вряд ли он стал бы скрываться сразу под двумя вымышленными именами. Выдвигали также и другое предположение, что Фулканелли был писателем Дж.Х. Росни Старшим. Однако подробности жизни этого автора были слишком хорошо известны, чтобы эта теория получила всеобщее признание.

Примерно в это время в Париже находились три практикующих алхимика, которые работали под псевдонимами Ориже, Фогеро и доктор Юбер. Но все они не могли бы стать Фулканелли по тем же самым причинам, что и Дуйоль-Магофон: зачем использовать больше одного псевдонима?

И, наконец, сами Эжен Канселье и Жан-Жульен Шампань, оба были напрямую связаны с книгой Фулканелли, оба заявляли, что лично знали маэстро Фулканелли.

Но аргумент против того, чтобы признать, что Канселье и был Фулканелли, очевиден: он был слишком молод для обладания эрудицией и знаниями, так четко и ярко выраженными в тексте "Le Mystere des Cathedrales". Кроме того, изучение его предисловия выявило значительное различие между ним и самим текстом в стиле, - различие, заметное и в последующих работах Канселье.

Шампань, по крайне мере некоторым, казался более подходящим кандидатом. Он был гораздо старше и опытнее, к тому же профессия художника позволяла ему посещать различные соборы, замки и другие интересные памятники архитектуры, наполненные символическим значением, которые Фулканелли изучал подробнейшим образом и интерпретировал как ключ к разгадке"великого творения".

С другой стороны, Шампань был известен своих хвастовством, веселым нравом и любовью к выпивке, он частенько пытался выдать себя за Фулканелли, хотя его поведение абсолютно не соответствовало представлениям о священной клятве маэстро, которая гласит, что он навсегда останется неизвестным и его работа скажет все за него.
Тайна соборов
В 1926 году выходит из печати "Тайна соборов", обзор готического искусства Франции, в котором содержатся любопытные материалы: будто бы мастера-алхимики средних веков оставили сведения о своих секретах, замаскировыв их в архитектуре основных религиозных соорудений.

В своей книге "Тайна соборов" Фулканелли приглашает читателя на познавательную экскурсию по прекраснейшим образцам готической архитектуры Франции, включая собор Парижской Богоматери в Париже. Как и многие его предшественники, он считает архитектуру одним из средств передачи эзотерических знаний, заложенных в форме и пропорциях зданий.

В своем предисловии Кастелье говорит, что маэстро Фулканелли, имя которого созвучно с именем Вулкан, пришел к этому увлечению готическими соборами окольным путем.

Таким образом, он понимает готическое искусство, Art Gothique, как argot-hique, напоминая нам, что argot "арго" или "сленг") все словари определяют как "условный язык, используемый какой-то определенной группой людей для выражения своих мыслей, который непонятен людям, принадлежащим к другой группе". Фулканелли заявляет, что люди, использующие подобный секретный язык, являются потомками моряков, плававших вместе с Ясоном за Золотым Руном на корабле "Арго". Он утверждает, что "они говорили на langue argotique (языке Арго)... пока они плыли к счастливому берегу Колхиды";.

Но как же на практике работает метод Фулканелли? Он, например, рассматривает медальоны на саркофагах на вратах собора Парижской Богоматери как символы семи вселенских металлов. В соответствии с традиционной интерпретацией алхимии, Солнце символизирует золото, Меркурий - ртуть, Сатурн -свинец, Венера - медь, Луна - серебро, Юпитер -олово, а Марс - железо. В целом, утверждает Фулканелли, врата дают ключ к разгадке секрета превращения этих металлов. Но не все так просто, и последний шаг в интерпретации остался за алхимиком. Тем не менее в своем вступлении ученик Фулканелли Канселье пишет: "Ключ к важнейшим тайнам можно легко найти в одном из образов".


Оригинал статьи находится на сайте Womanineurope
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
СВЯЗЬ
ГАЛЕРЕЯ N
ГАЛЕРЕЯ
ГАВНАЯ
Hosted by uCoz