БИБЛИОТЕКА
Адам Мак Лейн
Алхимический сосуд как символ души

Как исследователи герметической традиции мы все осознаем, что алхимическая работа происходит на множестве различных уровней - физическая работа с субстанциями, переживание эфирных сил и манипуляция ими, внутренняя работа над душой и, так же, духовные и планетарно-космические аспекты алхимии. Эти различные аспекты работы проникают друг в друга и перекрывают друг друга. Следовательно, если мы желаем иметь какой-либо успех в алхимии, мы должны практиковать эти различные аспекты параллельно, соединяя внутреннее развитие с опытом внешней работы. Один из символов, принадлежащих ко всем этим разнообразным областям работы - алхимический сосуд. В этой статье я намерен объяснить способы, которыми мы можем использовать этот символ в нашей внутренней практике.

Традиция внутреннего развития в алхимии осуществляется через отражение трансформаций и процессов алхимии внутри человеческой души. Как и в любой эзотерической практике, эта интернализация алхимических операций может порождать тревожащие нас конфигурации в могущественных психических энергиях, которые мы вызываем через внутреннюю работу, пока мы не найдем определенный смысл в том, что обладаем этими энергиями. В традиции ритуальной церемониальной магии операторы обычно используют открывающие и закрывающие ритуалы, которые действуют как структуры, предназначенные для того, чтобы вмещать и безопасно рассеивать энергии, которые возбуждаются в результате их работы. Сходным образом, во многих традициях медитации открывающие и закрывающие упражнения (иногда основанные на ритмах дыхания) помогают связать и воссоединить медитаторов с их обычным состоянием сознания, чтобы не оставить их потом диссоциированными и зависшими где-то между внутренними и внешними мирами. В нашей внутренней работе с алхимическими процессами мы найдем символ алхимического сосуда, бесценного средства для того, чтобы вместить внутренние энергии и позволить им проявляться в нас контролируемым и позитивным образом. Таким образом, алхимический сосуд может быть защищающим внутренним символом, подобно кругу в церемониальной магии или астральному храму в работе эзотерической ложи или дыхательному упражнению в традиции медитации.

Энергии, призываемые через работу с алхимическими процессами, как я сказал , могут быть могущественными и разрушительными силами в псюхе, и непосредственная внутренняя встреча с этими трансформирующими энергиями не может быть осуществлена мгновенно. Только через длительную и повторяющуюся внутреннюю работу мы приходим к непосредственному переживанию этих энергий в их первичной и наиболее фундаментальной форме. Первоначальная встреча обычно быстропреходяща и связана с эмоциональными потоками. Только если мы имеем терпение алхимиков без устали повторяющих внутренние эксперименты, склонившихся на своей внутренней колбой, мы сможем достичь хотя бы проблеска цели алхимической трансмутации. Следовательно, важно, чтобы мы поняли природу алхимического сосуда и через это получили некоторые указания относительно его использования во внутренней работе.

Мы должны понять, что символы - это действительно конфигурации энергии. В экзотерическом смысле они являются таковыми, так как каждый символ, содержащийся в нашем сознании, проявляется как электрохимический узел в сети нейронов нашего мозга. Однако, эзотерически, на наиболее глубоком уровне, символ - это конфигурация эфирной энергии, лежащей в основе своих многоразличных форм. Когда мы медитируем на символ мы обнаружим процесс образования и проявления ее разнообразных форм, и через это мы сможем постичь, что истинная природа символа - это конфигурация энергии.

Существует много разнообразных форм сосуда, описанных и изображенных в алхимической литературе и эмблематических гравюрах. Имеет место видимая множественность форм реторт, пеликанов, водных бань, алембиков, тыквообразных сосудов, перегонных кубов и т.д. Однако, во внутренней работе, мы обнаружим, что все эти разнообразные внешние проявления аппаратов сводятся к трем архетипическим формам, которые мы можем назвать ТИГЕЛЬ, РЕТОРТА и ПЕРЕГОННЫЙ аппарат.

Тигель - это в сущности своей открытый сосуд, чаша, ступка или котел, открытый внешнему миру и способный вмещать материал. Субстанции и энергетические конфигурации могут быть помещены в тигель и подвергнуты воздействию некоторого агента, а некоторая часть этой субстанции может быть также извлечена или удалена и, таким образом, осуществлен определенный вид очищения. Этот процесс часто изображается как происходящий под действием жара. Во внешних терминах, руда помещается в тигель, который затем нагревается, металлические формы извлекаются из руды и различные загрязнения уходят в воздух, или шлак удаляется лопаткой с поверхности металла. Таким образом, первичная субстанция, руда, трансформируется в новый чистый металл. Однако, сущность этого типа сосуда и осуществляемых в нем внутренних операций заключается в том, что он открыт. Трансформация может происходить благодаря тому, что определенные энергии (или загрязнения) имеют возможность выйти из него или рассеяться. Нагревание не является существенным для данного архетипического алхимического процесса. Воздействие кислотой на соль дабы произвести бурное выделение или высвобождение газа - это другой внешний пример этого процесса, так же как и медленное осаждение или кристаллизация твердого тела из материнской жидкости.

Когда мы интернализируем тигель в нашей душе мы рисуем сосуд в нутри нашего существа, который открыт, позволяя загрязнениям или нежелательным продуктам делания выйти вовне или рассеяться, а также субстанциям и силам из вселенского духовного войти. В этом смысле тигель в нашей душе - это чаша, нижняя часть которого вмещает и удерживает субстанцию или констелляцию сил, в то время как ее верхняя часть открыта для вселенских духовных влияний. Нежелательным энергиям может быть позволено безопасно покинуть наш тигель и раствориться в универсальном потоке, и в другом направлении энергии могут быть собраны из духовной сферы и им позволено спуститься на в нижнюю часть нашего внутреннего сосуда.

Этот процесс может протекать мягко и медленно или, в качестве альтернативы, мы можем подогреть наш внутренний сосуд через выработку мощных потоков эмоциональной энергии, которые подталкивают и ускоряют прохождение некоторой трансформации. Итак, когда мы станем опытны в использовании этих техник, мы сможем с легкостью сознательно вызывать обе эти фазы, активную огненную фазу и мягкое охлаждение, осаждение и кристаллизацию, и в отдельных случаях они могут быть использованы попеременно, чтобы создать полярность во внутреннем переживании, что чрезвычайно помогает деланию придти к некоторому завершению.

Таким образом, мы обычно выполняем такие практики, помещая некоторую конфигурацию символической энергии в наш внутренний тигель, открывая себя затем той внутренней трансформации, которая предполагается в данной практике - кальцинации, очищению, кристаллизации, растворению и т.д. Я надеюсь написать подробно о внутренней природе этих алхимических процессов в одном из следующих выпусков этого Журнала.

Реторта в этом архетипическом случае - это запечатанная колба. В этом внутреннем делании мы изображаем нашу душу как полностью запечатанную как от внешнего мира так и от вселенской области духовного. Когда мы выполняем эту практику мы должны иметь все необходимое нам внутри этой сферы нашей внутренней реторты, и для продолжения этой работы мы полностью самодостаточны и полагаемся на внутреннее изменение, которое имеет место в компонентах или силах находящихся внутри нас в данное время. Мы работаем, что вызвать трансформацию в этих внутренних конфигурациях без помощи внешних сил. Следовательно, очень важно, чтобы мы выполняли таки внутренние практики с позитивным настроем с надеждой на некоторый удовлетворяющий результат, приготовив себя и поместив в нашей внутренней реторте все те энергии и символы, которые необходимы для данного процесса. Таким образом, выполнение этой практики требует некоторой степени подготовленности.

Практика реторты особенно подходит для работы направленной на внутренний синтез противоположностей. Мы помещаем противоположные конфигурации энергии, заключенные, например, в некотором специфическом наборе символов, в в нашу внутреннюю колбу, запечатываем ее, и позволяем им полностью проявиться, проникнуть друг в друга и придти к новому синтезу. Наиболее распространенный символ этого процесса в алхимических текстах - мужчина и женщина в колбе, соединяющиеся и дающие рождение ребенку. Итак, очевидно, что силы, с которыми мы работаем через эту практику - это наши мужественные и женственные компоненты. Помещая эти конфигурации символических энергий в нашу внутреннюю реторту и воспроизводя способ, которым они проявляются и резонируют внутри нас, мы можем осуществить встречу с этими психическими компонентами позитивным образом. Другие противоположности, с которыми мы можем постараться работать - наше логическое мышление и эмоциональные интуитивные компоненты, или тело и дух, или наше благоговение перед духовным светом и наш страх перед глубокой тьмой материи, или процесс жизни и смерти, роста и упадка.

Мы должны стремится пережить реторту как утробу или матрицу, в которой процесс вынашивания и нового рождения возникающего из первичных компонентов может безопасно происходить внутри нас. Если мы будем работать с этой практикой реторты в течении некоторого периода времени, мы начнем ощущать всю важность этого пространства в наших душах, и ценность его в качестве творческого внутреннего места для делания. Алхимические процессы, которые происходят в этой реторте, обычно включают встречу противоположностей, таких как Разделение и Соединение, или Растворение и Сгущение. Иногда мы обнаруживаем, что наша внутренняя реторта стала черной и, по видимости, ничего не происходит в течении длительного периода, однако, если мы проявим терпение мы сможем наблюдать происходящие время от времени изменения - сначала только в виде проблесков - которые после некоторого количества повторений этой практики могут дать рождение некоторому новому внутреннему опыту. В другое время реторта будет полна движения и радужной игры цветов и различных изменяющихся форм, и тогда мы должны будем подождать, пока в формирующихся конфигурациях возникнет некоторая твердая и субстанциальная основа, на которой сможет произрастать наш внутренний опыт. Символ или конфигурация энергии, часто переживаемая на этой стадии - дерево или цветущее растение в пространстве внутренней реторты. Другая символическая структура - взлетающая и опускающаяся в нашем внутреннем мире птица.

Последний внутренний сосуд из тех, которые я хочу обсудить - перегонный аппарат. Когда мы пытаемся пережить наш внутренний мир через этот символ, у нас возникает ощущение внутреннего процесса извлечения некоторой сущности, очищения и собирания ее внутри нашего существа, таким образом, что она становится источником, к которому мы можем прикоснуться по своему желанию. Эта алхимическая операция в некотором отношении соответствует в нашем повседневном внешнем сознании пути, которым приходит ощущение, что достижение понимания некоторого аспекта нашего мира может полностью трансформировать способ нашего взаимодействия с ним. Например, наша начальная реакция на новый вид технологии или на необычную задачу - недоверие и беспокойство, связанное с трудностями, которые мы проецируем на это устройство или задачу. Если мы, в конце концов, поймем как это устройство работает или построим схему действий, необходимых для достижения поставленной цели, тогда наш способ использования устройства или решения задачи полностью трансформируются.

Аналогичные процессы происходят в отношении нашей внутренней жизни через практику внутренней дистилляции, хотя это осуществляется на более тонком плане. Здесь мы берем некоторое наше отдельное позитивное качество, такое как способность к творчеству, или нашу отзывчивость, или нашу способность мыслить глубоко и ясно, и мы находим какой-либо символ, который схватывает (или, хотя бы, охватывает) сущность этого качества. Мы затем помещаем их в наш внутренний Перегонный аппарат, и в нашей медитации позволяем этим символическим конфигурациям течь вместе. В некоторой точке нашей внутренней работы, мы начнем ощущать, как некоторая сущность в ходе данного процесса начинает выделяться и отделяться от специфических символов и ощущений, связанных с этим качеством. Если мы будем содействовать этому процессу, мы можем получить внутренний опыт подъема этой сущности и позволить ей собраться в верхней части нашей души. Тогда она становится Тинктурой.

Если, например, мы выбрали способность к творчеству для работы над ней в ходе данной практики, мы помещаем в наш внутренний перегонный аппарат наше понимание источника нашей способности к творчеству, образы предыдущих произведений нашего творчества или тех, над которыми мы сейчас работаем, воспоминания об эмоциональных потоках, связанных с нашим творческим опытом, более универсальные символы творчества и так далее. В ходе медитативной работы над этими элементами, которая потребует много сессий для достижения результата, мы призываем весь этот материал в наш внутренний перегонный аппарат и внимательно наблюдаем за процессами и изменениями, которые в нем происходят. Например, в один из моментов мы будем ощущать "взаимопереход противоположностей" различных символов. Мы можем, например, первоначально думать, что наши творческие импульсы полностью лежат в сфере поиска некоторой идеальной формы, и ощущение этого идеального образа переходит (неожиданно взаимопревращаясь) в свой антитезис, некоторую уродливую бесформенность, или цикл метаморфоз, производя в нас тревожащие конфигурации. Это стадия будет постепенно разрешаться и мы обнаружим некоторый символ или ощущение-восприятие, которое схватывает сущность нашей творческой способности (или чего-то другого, что мы выбрали для работы с ним) возникающий из медитативного материала. Если мы взращиваем и поддерживаем эту сущность, то мы сможем позволить ей расти в нашей душе, и мы будем чувствовать ее пребывающей в нашем внутреннем мире в виде тинктуры. Если эта тинктура будет постоянно находиться в нашем существе, то мы затем сможем пользоваться ей по своему желанию. То, что мы найдем затем - это та часть наших внутренних сил, аккумулировавшая эхо всей медитативной работы, которую мы проделали к этому времени, и мы сможем связаться с этим резервуаром, когда пожелаем. Так в случае способности к творчеству, если мы обладаем этой внутренней тинктурой, то, когда возникают трудности или препятствия в работе над некоторым произведением нашего творчества, мы обнаружим, что призывание внутренней тинктуры этого опыта будет приводить нас в глубокое соприкосновение с основой нашей творческой способности и может сделать нас способными решить стоящую перед нами проблему.

Конечно, эти практики никогда не могут быть полностью завершены, так же как и мы сами изменяемся все время в ответ на текущие переживания, но работа с нашим внутренним перегонным аппаратом будет ценна тем, что приведет нас в соприкосновение с источником наших положительных качеств. В алхимических терминах процессы, связанные с перегонным аппаратом включают в себя Дистилляцию, Возгонку, Фиксацию, Проекцию, Умножение, извлечение Квинтэссенции и т.д.

Я надеюсь, что эти рекомендации смогут помочь нам увидеть, как философия и символизм древних алхимиков могут быть эффективно использованы и сегодня, как и витальная жизненная энергия для внутренней духовной трансформации наших душ. "открытый секрет" алхимии заключается в том, что мы должны, как алхимики прошлого, перживать наш внутренний мир как алхимический сосуд. Тогда наша внутренняя жизнь будет окрашена и трансформирована с новым богатством духовного опыта.

© Adam McLean

© Перевод: А.В. Арапов


БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
СВЯЗЬ
ГАЛЕРЕЯ N
ГАЛЕРЕЯ
ГАВНАЯ
Hosted by uCoz