БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
СВЯЗЬ
ГАЛЕРЕЯ N
ГАЛЕРЕЯ
ГАВНАЯ
Кто был алхимиком?
Джозеф Каэцца

По некоторым оценкам за прошедшие 2000 лет было написано более 100 000 работ по западной алхимии [1]. Естественно, многие из этих работ вышли из-под пера обманщиков и дилетантов, но кому они пытались подражать? Что за невыразимую тайну пытались передать настоящие знатоки?

Несмотря на то, что на Западе ее связывали с трансмутацией основных металлов в золото, многие ведущие ученые современности соглашаются с тем, что Алхимия не поддается какому бы то ни было четкому определению [2]. Исследование ее тайн лучше всего было бы начать с исторического разыскания касательно личностей наиболее известных «адептов». Эти индивидуумы определенно стоят отдельно от фанатичных «суфлеров», каковые являют собой основной источник насмешек, выпадающий на долю всей данной сферы. «Суфлерами», они зовутся по причине использования ими кузнечных мехов, а к «адептам» имеют такое же отношение, как и «знахари» - к врачам. Тщательное изучение обнаруживает, что подлинный адепт поистине религиозен, отдает предпочтение естественным наукам и, как правило, свободен от жадности и тщеславия, что движут суфлерами.

Мориен был христианским отшельником, жившим, по всей вероятности, в седьмом столетии в горах близ Иерусалима. Он был известен благодаря своим ежегодным пожертвованиям золотом христианской церкви, что привлекло внимание арабского царя Калида, которого он посвятил в секреты Алхимии [3]. Гебер (VII век) и Авиценна (X век) - алхимики и врачи, оба были посвящены в строгие суфийские братства [4]. Суфизм представляет собой аскетическую форму исламского мистицизма, которая делает акцент на созерцании как средстве достижения экстатического единения с Божественным. Роджер Бэкон (1214-1292) был францисканским монахом [5]. Раймунд Луллий (1235-1315), принадлежавший какое-то время к францисканцам, был посвящен Арнольдом де Вилла Нова. Луллий в свою очередь посвятил Джона Кремера, бенедиктинского монаха, который, как утверждают, занимал должность аббата Вестминстерского. Альберт Великий (1193-1280) и его прославленный ученик Фома Аквинский (1225-1274), оба бывшие доминиканскими монахами, стяжали в анналах алхимических философов славу адептов [6]. Без сомнения наиболее выдающийся из адептов четырнадцатого столетия Николя Фламель, завершивший алхимический magnum opus после расшифровки классической ныне Книги Авраама Еврея: Жреца Иудейского, который намеревался помочь благочестивым евреям в выплате их дани Риму. Общеизвестно, что Фламель воспользовался таинственной благосклонностью фортуны для постройки лечебниц и реставрации парижских церквей [7]. Наиболее знаменитым адептом пятнадцатого века был полумифический Василий Валентин, бенедиктинский монах, настоятель собора св. Петра в Эрфурте. Другим великим алхимическим автором пятнадцатого столетия был сэр Джордж Рипли, кармелитский монах, который, предположительно, пожертвовал рыцарям св. Иоанна Иерусалимского добытого алхимическим путем золота на сумму в 100 000 фунтов стерлинга [8]. Против папы Иоанна XXII (1316-1334) также выдвигались обвинения в том, что он - адепт Алхимии, ему приписывается один из важнейших трудов по трансмутации. Таинственной милостью судьбы он оставил церкви наследство в размере восемнадцати миллионов флоринов в золотых слитках, которые по слухам были продуктом его трудов [9]. Дом Антуан-Жозеф Пернети (1716-1796), бенедиктинский монах, сочинил недавно опубликованную классическую работу по Алхимии, получившую известность благодаря энциклопедической точности изложения [10]. Даже Мартин Лютер славословил Алхимию «не только лишь за ее практическую пользу, но за то, что она служит подтверждению церковных доктрин» [11]. Недавно в респектабельном журнале Nature вышла статья, где в позитивном ключе анализируются занятия Алхимией сэра Исаака Ньютона [12]. Неужели то, что занимало умы столь многих великих людей, было простой глупостью?

Помимо Ньютона теорию алхимической трансмутации безоговорочно принимали два других выдающихся ученых семнадцатого столетия Г.В. Лейбниц и Роберт Бойль, «отец современной химии». Современная исследовательница Б.Дж.Т. Доббс подробно описывает мистическую атмосферу той эпохи в своей ставшей уже классической работе Основы ньютоновской Алхимии или Охота на Зеленого Льва [13]. В ней она анализирует последние тридцать лет жизни Ньютона, проведенные им в неустанном поиске, поиске Lapis Philosophorum, Философского Камня, в духе кузнецов и алхимиков. В блестящем продолжении своей работы, Янусов лик гения: роль Алхимии в мышлении Ньютона, Доббс признает, что основополагающие мотивы, приведшие Ньютона к Алхимии, есть плод чистейшего религиозного устремления к мистической Истине [14].

Почему в Британском Музее выставлены артефакты из золота, полученного, предположительно, путем трансмутации ? Почему эти образцы явно значительно чище, чем полученные по технологии, обычно использовавшейся в соответствующую эпоху? Почему имеется столько сообщений, свидетельствующих о трансмутации [15]? Почему в Китае в 144 веке до Р.Х. императорский указ предусматривал смертную казнь для любого, кто был схвачен за изготовлением золота алхимическим путем? Почему римский император Диоклетиан в 290 году н.э. приказал сжечь все египетские манускрипты по Алхимии? А также, почему Генрих IV в шестнадцатом веке запретил на территории Англии производство золота алхимическим путем?

Поскольку Алхимия на самом деле являет собой поиск мистического единения с сущностным архетипическим течением природного бытия, то адепт стремиться осуществить этот творческий процесс при помощи символически значимых лабораторных действий, химических манипуляций и, конечно же, при обязательном сотрудничестве с Провидением. Коль скоро вся жизнь эволюционирует до Божественного Совершенства, то равно и металлы эволюционируют до золота. Это тот сущностный процесс эволюции, который алхимик ускоряет с помощью продукта своей лаборатории, каталитического Философского Камня, красного порошка, что трансмутирует основные металлы в чистейшее золото. Таинственная реальность, что стоит за этим magnum opus, не может быть объяснена, но лишь продемонстрирована. Для такого именно типа религиозного гнозиса более необходимо непосредственное личное переживание, нежели прозаическая вера.

Автор: © Joseph Caezza
Перевод: © Parzival


---------------------------------

[1] Paules, Louis and Bergier, Jacques. 1983. The Morning of the Magicians, Scarborough, p.66 .

[2] Grossinger, Richard. 1983. The Alchemical Tradition through the late 20th Century, Io. 31, North Atlantic, p.240.

[3] Stavenhagen, Lee. 1974, A Testament of Alchemy, University Press of New England, p. 5.

[4] Holmyard, E.J. 1968. Alchemy, Penquin, p. 71.

[5] Waite, A.E. 1970. Alchemists through the Ages , Steiner, p. 63.

[6] Klossowski de Rolla, Stanislas. 1988. The Golden Game, Braziller, p.114.

[7] Ibid. 5, p.108.

[8] Ibid. 5, p 135.

[9] Ibid. 5, p 9310.

[10] Pernety, Anoine-Joseph, An Alchemical Treatise on the Great Art , Weiser, 1995.

[11] Courdert, Allison, 1980. Alchemy, Shambala.

[12] Gregory, R. 1989. Nature, vol.342, Nov 31, p.471.

[13] Dobbs, B.Y.T. 1975. The Foundations of Newton's Alchemy or the Hunting of the Green Lyon, Cambridge.

[14] Dobbs,B.Y.T. 1991. The Janus Face of Genius: The Role of Alchemy in Newton's Thought, Cambridge.

[15] Powell, N. 1976. Alchemy, Doubleday.


Hosted by uCoz