БИБЛИОТЕКА
Г.О.М Алхимия

Заключительные фразы текста "Изумрудного Камня" утверждают, во-первых, что власть Гермеса простирается на все три плана; во-вторых, что Солнечное Делание завершено, т.е., что оно было реализовано не только в двух Высших, но и в Физическом плане. Итак, Великая Скрижаль Египетской Традиции признает Алхимию.
Не буду посвящать здесь ни строки историческим подтверждениям того же тезиса. Желающих с ними ознакомиться отсылаю к сочинению Папюса "La Pierre Philosophale", Paris, 1889. Мое дело дать вам Картину Алхимического Делания, аналогичную высшим фазам Герметизма и позволяющую хотя бы отдаленным образом ориентироваться в трудностях изложения классических сочинений по Алхимии. Здесь Изумрудная Скрижаль пригодится каждой крупицей своего текста.
Первый стих ее провозглашает Закон Аналогий и тем самым разрешает нам перейти от Герметизма Высших Планов к Алхимии.
Второй стих провозглашает Единство Субстанций, а следовательно, в частности, и Единство Материи.
Третий стих ясно указывает нам на участие Золота (Солнца) и Серебра (Луны) в процессе Делания. Он же подчеркивает значение среды и значение материальной точки опоры (Земля).
Четвертый стих намекает на участие магнетизма оператора в процессе Делания (новейшие алхимики полагают, что этот астральный агент может быть заменен использованием ресурсов природного электрического Кабира).
Пятый стих указывает на твердое состояние Философского Камня или Порошка.
Шестой стих ясно указывает на основное воззрение Алхимиков на металлы, по которому вся совокупность известных металлов может быть расположена в прогрессивную шкалу биполярного характера; один полюс совершенства соответствует Серебру (может быть Платина), другой полюс - Золоту. В этих двух металлах наисовершеннейшим образом связаны два принципа - принцип Серы и принцип Меркурия, причем в Серебре эта связь реализована наисовершеннейшим образом для проявления Меркуриальных свойств, а в Золоте - для проявления Серных свойств. Остальные члены ряда металлов рассматриваются как соединения, не дошедшие в совершенстве до Серебра в отрицательном направлении, или не дошедшие в совершенстве до Золота в положительном направлении.
Выходит, что во всяком металле (если хотите - даже во всяком простом теле) реализована связь Серы с Меркурием, но только в золоте и серебре эта связь реализована герметически-совершенно. Чтобы трансмутировать другой металл в серебро или золото, надо прежде всего разрушить установившуюся в этом металле несовершенную связь, так сказать, отделить тонкое (Серу, Огонь) от плотного (Меркурия, Воды), а затем установить новую связь, совершенную, типа преобладания пассивности или типа преобладания активности, смотря по тому, в какой из благородных металлов хотят трансмутировать неблагородный.
Вот об этом-то отделении тонкого от плотного и говорит Изумрудная Скрижаль.
Принцип-Сера с Принципом-Меркурием нейтрализуются Принципом-Солью, соединяясь в общую шкалу, именуемую "Азотом Мудрецов".
На практике мы всегда имеем дело с Солью, как основой проявления тел, и с Азотом Мудрецов, как основой возможности освобождения планетных Принципов, связанных Солью.
Седьмой стих подчеркивает важность переходов самой Материи Делания от состояния тончайшего элемента (Огонь) до грубейшего (Земля). Этот стих охватывает область манипуляций перегонки соединений.
Восьмой стих просто ободряет Алхимика на Делание.
Девятый стих утверждает единство материала, добываемого Алхимическим Деланием. Одно и то же дитя операции в разных стадиях своего развития владеет различной силой и качественностью. Путь к приготовлению порошка, облагораживающего неблагородный сплав в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в десять раз; путь к приготовления порошка, обращающего неблагородный металл в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в 1000 раз; путь к получению золота пропорцией 1 на 100; путь к тому же в пропорции 1 на 10000 - один и тот же. Разность качественных и количественных свойств определяется лишь продолжительностью Делания, а не различием методов его проведения. Это все один и тот же Камень в разных фазах зрелости.
Десятый стих напоминает нам о сущности золота и серебра на Земле. Он говорит нам: "Природа своими собственными ресурсами довела одни химические соединения до одной степени совершенства, другие - до другой; в природе есть золото и серебро, т.е. есть металлы, достигшие полюсов совершенства. Почему же тебе не попробовать, вооружившись металлами, не дошедшими до полюса, довести их до него? Почему бы не уподобиться Творцу, разъединив два Принципа, вернув их к прежнему состоянию и вновь связав совершенным образом?". Для вящего поощрения этот стих добавляет: "Есть чудесные адаптации этого же Делания". И перед вами восстает традиционная картина приема внутрь Философского Камня с целью поднять жизненность устаревшего организма; приготовление Жизненного Эликсира; взращивание растений в очень короткое время и т. п.
Об одиннадцатом и двенадцатом стихах мы уже говорили.
Теперь, когда вы знаете, что в Алхимическом Делании тоже три Принципа (Сера - Соль - Меркурий), тоже четыре Элемента (Радиальное, Газообразное, Жидкое и Твердое состояние материи), я могу спокойно говорить вам о Динамическом Цикле Великого Делания, распадающемся на четыре фазы.
Первая фаза - Подготовка Делания.
Эта подготовка сводится к приготовлению Меркурия Философов, иначе сказать - Универсального Растворителя; иначе сказать - Азота Мудрецов; если хотите - попросту того, что мы называем Астральным Светом в форме конденсации двойственнополяризованных вихрей. Для добывания этого деятеля служит особый минерал, именуемый "Магнезией Мудрецов", или "Маркасситом Мудрецов". Добывают "Азот" из "Магнезии" таинственной операцией применения электричества или личного магнетизма (отсюда упоминание о "Стали Философов" и о "Магните Философов").
Вторая фаза - Делание
Обыкновенные металлические золото и серебро подвергаются действию Азота Мудрецов, для освобождения из них Живого Солнца (металлогенной Серы) и Живой Луны (металлогенного Меркурия) в максимальных количествах. Можно было бы оперировать и над неблагородными металлами или только над одним золотом, но тогда бы дело шло медленнее.
Освобожденные Принципы в виде двух ферментов заключаются в стеклянную тюрьму, именуемую яйцом, и подвергаются медленному нагревания на слабом огне масляной лампы в так называемом "атаноре".
Время и теплота определяют целый ряд физических и химических феноменов в яйце. В первые недели обугливания материал принимает неопределенные цветовые оттенки. Эта эпоха называется "Царством Меркурия". Потом масса зеленеет и, наконец, чернеет. Сначала наблюдается чернота на поверхности ("Голова Ворона"), затем чернеет вся масса и начинается так называемое "Царство Сатурна". Масса помирает, чтобы возродиться, подобно масону в Ритуале Посвящения в Степень Мастера. Чернота, продержавшись довольно долгое время, переходит в коричневые тона, часто с синеватыми отливами. Наблюдается отделение паров, вновь ниспадающих в форме дождя. Это - "Царство Юпитера". Затем наступает "Царство Дианы", характеризуемое ослепительным белым блеском массы. Если нужен порошок для белой трансмутации (в серебро или платину), то вторая фаза операции закончена; но если мы стремимся к красной трансмутации, то нужно продолжать нагревание, не обращая внимание на переходы массы из жидкого состояния в твердое, и обратно. Масса зеленеет, синеет, делается темно-красной. Все это - "Царство Венеры". Потом масса принимает оранжевый оттенок, затем окрашивается, подобно "павлиньему хвосту", разом во все цвета радуги ("Царство Марса"). Наконец, в яйце над массой появляются пунцовые пары; они сгущаются, масса высыхает и, при охлаждении яйца, фиксируется в форме небольших зерен оттенка макового цвета. Это завершение последнего периода, называемого "Царством Аполлона". Теперь разбивают яйцо, и в нем находят кристаллический очень тяжелый порошок ярко-красного цвета с запахом обуглившейся морской соли. Этот порошок обладает свойством по прошествии двух часов кипячения обращать в золото ртуть или расплавленный свинец в количестве, равняющемся удесятеренному весу самого порошка.
Третья фаза - Умножение камня.
Камень или снова подвергается действию Азота Мудрецов, или, что проще, просто заключается снова в яйцо вместе с количеством золота, в сто раз превышающим вес самого камня. Яйцо снова подвергается действию огня. Смена цветов возобновляется в строгом порядке, но происходит значительно быстрее. Новый Красный Камень гораздо тяжелее смеси прежнего Камня с расплавленным золотом, заключавшейся в яйце, а по своим трансмутационным свойствам в десять раз сильнее. Новое умножение снабжает камень коэффициентом 100 по отношению к первому Деланию. Обыкновенно делают лишь три умножения, так что окончательно полученный Камень может трансмутировать ртуть или расплавленный свинец в пропорции 1 на 10000.
Четвертая фаза - Проекция Камня, или пользование им.
Берется жидкая ртуть, или расплавленный свинец, или расплавленное олово в количестве, соответствующем силе Камня. Если Камня много, то им пользуются по частям. Кристаллы Камня толкутся в мелкий порошок. Небольшие количества этого порошка старательно заключаются в восковые пилюли, бросаемые в соответственный сосуд с неблагородным металлом, и последний подвергается кипячению, для золота в течение двух или двух с половиной часов.
Если речь идет не о красном порошке, а о белом, то для получения таким же методом серебра достаточно четверти часа кипячения.
Масса, эволюционирующая в яйце, называется Rebis.
Бессмертный очаг, или "атанор", представлял из себя в старину совокупность трех частей. В нижней части помещалась масляная лампа с четырехнитевым фитилем в начале (до "Головы Ворона"); потом с четырнадцатинитевым и, наконец, с двадцатичетырехнитевым (уже в фазе Дианы).
Средняя часть атанора содержала выступы для поддержки рода; жаровни или блюдечка. В это блюдечко насыпали песка, а в песок погружали яйцо до трети его поперечника. Масса - Rebis - в яйце возвышалась лишь до четверти такого же поперечника.
Верхняя часть атанора состояла из стеклянного купола, отражавшего теплоту внутрь прибора.
Еще раз напоминаю, что во второй фазе Делания нет прямой необходимости одновременного пользования золотом и серебром. Многие действовали Азотом Мудрецов на одно только золото и все же получали удовлетворительный Rebis.
________________________________________
Для лиц, намеревающихся читать сочинения по Алхимии, я должен прибавить, что в нашей терминологии Сера является Отцом; Меркурий - Матерью, а Соль - Андрогинным Ребенком. Если вы прочтете где-нибудь, что Соль есть Мать, Меркурий - Андрогинный ребенок, то это будет значить, что под Меркурием разумеют не Меркурий-Принцип, а Меркурий-Растворитель (Азот Мудрецов), добытый из Магнезии (готовая материя - следовательно, нечто такое, в чем оба принципа уравновешены в живом виде; но уравновесить их может только Соль; значит, в Магнезии Мудрецов доминирует живая соль), как ребенок добывается из матери.


БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
СВЯЗЬ
ГАЛЕРЕЯ N
ГАЛЕРЕЯ
ГАВНАЯ
Hosted by uCoz