БИБЛИОТЕКА
Буйе Эдмон
(перевод Тимошкина А. П.)

Философское осмысление средневекового алхимического исследования

«Мы трудимся, взывая к Святому имени Божьему, потому что без Его милосердия все исследования, проводимые на плодотворной, научной ниве, приведут к неминуемому разрушению человека». Так гласит одно из наиболее важных положений этики средневековых алхимиков. «Сохраняя это положение в нашей душе, мы имеем право говорить об алхимии. Наше дело состоит в том, чтобы приоткрывать завесу над тайной, которая прикрывает прекрасную золотую химеру: ту, о которой мечтали так много правителей и исследователей».

Весь современный мир средневековому сознанию представлялся как мир алхимии, многие из постулатов которой дошли до наших дней. Идея алхимии для ученых этого периода была выражена в достижении абсолютной власти над стихиями мира. Эта власть, по их мнению, давала полную свободу человеку и освобождала его от «рабства миру». Арканы Таро более уже не владели таким человеком и кроме материального богатства даровали ему здоровье и долгую, счастливую жизнь на Земле. В алхимии сочетался экспериментальный опыт с точным анализом проблемы, в котором реализовывался принцип неделимости материи. Этот принцип полагал «преобразование металлов», как возможность природы, в которой для различения тел достаточно рассмотреть их отличную друг от друга внешность, то есть получить другое тело.

Алхимическая мысль не разделяет степень и природу тела, массу одного и другого металла. Следовательно, на основании какого постулата можно говорить о существовании алхимической теории?

Рассмотрим основные положения средневековой алхимической теории: начальная природа определяется как хаос, в котором сочетаются в неразрывном единстве мужская и женская природы. В недрах хаоса эти две природы образуют основные четыре первоэлемента: из них два элемента принадлежат одной природе, а другие два – другой. По своей летучести они подразделяются следующим образом: огонь, воздух, вода, земля. В окружающем мире они существуют в четырех качествах: жара, холод, сухость, влажность. Каждый элемент содержит образующую его пару основных качеств, которые исключают все остальные: так жара исключает холод, сухость – влагу. Огонь содержит жару и сухость, воздух – жару и влажность, вода – влажность и холод. Все известные нам материальные тела составляют пропорциональные комбинации этих четырех первоэлементов, которые, в свою очередь, составляют серу, ртуть и соль.Алхимическая сера является мужской составной частью – сухая и жаркая (огонь). Алхимическая ртуть является женской составной частью природы – влажная и холодная (вода).

Алхимическая соль является девственной землей или матрицей: в наибольшем количестве ее содержит земля и воздух. Переход одного тела в другое осуществляется по мере смешивания одного с другим: для этого устанавливаются относительные пропорции этих трех элементов. В качестве примера древние тексты приводят переход дистиллированной воды в тяжелую воду, переход кислорода в дейтерий.

Эти тексты формулируют и основную задачу алхимии, которая состоит в исследовании самого момента перехода тел из летучих состояний в стабильные состояния и наоборот.В качестве примера приводится простой опыт с поваренной солью: в металлическое блюдо кладут кусочки свинца, расплавляют его и в расплавленный свинец насыпают поваренную соль, помешивая при этом состав железной палочкой. Свинец при соединении с хлористым натрием образует хлор свинца, который содержится в виде желтой пудры. Затем эта пудра охлаждается в свинцовом сосуде в небольшом количестве чистой воды. Охлаждая и фильтруя достаточное количество пудры, мы заметим, что вода в сосуде стала крепко соленой. Соленая вода наливается в стеклянный стакан, который помещают в защищенное от пыли и солнечного света место. Вода будет постепенно обессоливаться, а соль – оседать на высоких краях стакана. Так летучая вода становится стабильной, а стабильная соль – летучей.

Согласно традиционным взглядам розенкрейцеров жизнь сама по себе есть осуществление давления во вселенной. Эта же традиция приводит начальный опыт зарождения жизни: оттолкнемся от хлебного зерна, которое существует как «проситель знания». Где же замыкается круговое движение зерно-саженец, растение-зерно? Древние говорили о «случайном развитии»; современные ученые предпочитают говорить об эволюции, но и они не исключают появление случайных генераций, которые они называют мутациями или мутантами. Возникает обыкновенный риторический вопрос: возможны ли вообще случайные генерации? Вернемся к опыту с зерном: посадка зерна в землю проводится тогда, когда зерно достигло достаточной спелости. В земле зерно «умирает», то есть оно там теряет свою чистую идентичность первоначальной своей форме.

Все это совершается ради его развития от простой к сложной форме. Зерно под действие тепла – внутренний огонь, происходящий из центра семени и внешний огонь, происходящий от солнца, а также воды в виде дождя и искусственной поливки – достигает периода созревания. Этот опыт дает нам простую иллюстрацию растительного царства: семя + земля + вода + тепло= размножение, или эволюция. В животном царстве этот процесс воспроизводится следующим образом: семя (мужская сперма) + чистая земля царства + (женская сперма) + вода + тепло= размножение, или эволюция. По мнению древних этот процесс был применим и к царству минералов и металлов: вода + тепло= размножение, или эволюция.

Этот процесс влияет на развитие алхимии и идентичен в своих основных параметрах минеральному и металлическому царствам природы. Сумма эволюции в этих «царственных союзах» представлена в процессе кристаллизации минералов и аллотропии золота в «царстве» металлов.

Алхимики скрывали минеральное или металлическое зерно под понятиями «серы», «ртути», которые являли собой воду для поливов и орошений, «соли», которая была собственно землей с содержащимся в ней зерном. На первый взгляд у этих понятий нет ничего общего с понятием простых и сложных тел в современной органической химии, хотя алхимическая сера имеет форму «красного масла», что соответствует жиру.

Алхимическая ртуть является наиболее летучей формой и чаще всего выражается спиртом или эфиром. Алхимическая соль есть ни что иное, как кристаллизованный осадок вещества, без какой-либо формы, до тех пор, пока сера и ртуть вновь не придадут ему определенную форму материального тела.

Вся алхимическая теория содержит в себе основные три положения:Составные части материального тела выражены в пропорции двух первоэлементов.Область химической чистоты каждого из них определяют его составные качества.Чистая позиция тела между магнетизмом и электричеством.Электрическое поле порождает магнетическое поле, которое при приложении сил действует перпендикулярно первому, и может быть записано в виде креста, который во многих человеческих цивилизациях являет собой символ жизни, а в алхимии крест есть символ тигля. Электрические и магнитные поля порождают круговое движение относительно своего центра, в котором пересекаются вертикаль и горизонталь. Это круговое движение при его правостороннем вращении образует «правостороннюю свастику» – в этом случае жизнь мира находится в фазе эволюции. В свою очередь левостороннее круговое вращение, «левосторонняя свастика», означает жизнь на стадии торможения.Мальтийский крест есть «брачный союз» право- и левостороннего кругового движения. Здесь все силы находятся в равновесии. Это статический символ покоя «золотого века» человечества.


БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ
СВЯЗЬ
ГАЛЕРЕЯ N
ГАЛЕРЕЯ
ГАВНАЯ
Hosted by uCoz